Цифровой Кошелек ЕС: Все, что нужно знать о планах ЕС по универсальной системе цифровой идентификации

Цифровой Кошелек ЕС

Цифровой Кошелек ЕС — амбициозный проект Европейского Союза, который пока находится в тени, но стоит обратить на него внимание, так как он может привести к большим изменениям в ближайшие годы.

Цель — создать универсальную систему цифровой идентификации для граждан. Если все пойдет по плану, европейцы смогут скачать и использовать бесплатный Цифровой Кошелек ЕС для доступа к широкому спектру государственных и частных услуг, полагаясь на проверку личности и другие учетные данные, хранящиеся в приложении на их смартфоне.

После недавнего принятия ключевой правовой рамки страны ЕС должны выпустить первые Цифровые Кошельки ЕС к концу 2026 года. В отличие от текущих национальных систем электронной идентификации, будущие Пан-ЕС кошельки будут признаны всеми государствами-членами.

Хотя национальные системы электронной идентификации существуют в некоторых европейских странах уже много лет — Эстония является пионером в цифровой идентификации — с 2021 года региональные законодатели поставили перед собой задачу создать условия для системы цифровой идентификации, которая будет работать на всем едином рынке блока.

Так что, хотя не будет единого универсального приложения для кошелька ЕС, цель — создать систему, где разные приложения для кошелька будут работать везде в ЕС, соответствуя миссии Цифрового Единого Рынка блока.

Цифровой кошелек ЕС для всего?

Одной из очевидных мотиваций для создания Цифрового Кошелька ЕС является удобство.

Европейцы смогут скачать приложение кошелька на свой смартфон или устройство и использовать его для хранения и выборочного обмена ключевыми учетными данными, когда им нужно будет, например, подтвердить свою личность или возраст. Кошелек будет работать как для проверки личности онлайн, так и в реальном мире. Также предполагается, что он будет цифровым хранилищем для официальных документов, таких как водительские права, медицинские рецепты, образовательные квалификации, паспорта и т. д. Функциональность электронной подписи также будет поддерживаться.

Таким образом, меньше хлопот с управлением различными бумагами или даже с запоминанием, где вы оставили свои банковские карты.

Но есть и другие стратегические мотивационные факторы. Блок осознал ценность данных в нашем быстро ускоряющемся ИИ веке. Политики, которые устраняют трения и способствуют потоку информации — или, по крайней мере, пытаются это сделать, когда дело доходит до того, чтобы граждане делились личными данными для регистрации новых услуг или транзакций — соответствуют политической стратегии.

У ЕС есть обширное и растущее количество цифрового регулирования. Пан-ЕС электронная идентификация явно будет здесь очень полезной. Например, аспекты режима онлайн-управления, установленного Законом о цифровых услугах (DSA), могут быть легче реализованы, если ЕС сможет указать на наличие «универсальной, безопасной и надежной» системы цифровой идентификации, как это и заявляется для Цифрового Кошелька ЕС. Подумайте о конфиденциальном доступе к веб-сайтам с контентом для взрослых для людей, которые могут использовать цифровую идентификацию для подтверждения своего возраста.

Еще одним большим цифровым политическим направлением ЕС в последние годы является устранение барьеров для обмена и повторного использования данных, в том числе через внутренние границы, путем создания инфраструктуры и правил для так называемых Общих Европейских Данных Пространств. Опять же, универсальная цифровая идентификация ЕС, обещающая гражданам конфиденциальность и автономию, может сделать европейцев более комфортными в обмене информацией, способствуя потоку данных в эти стратегические пространства.

Интересно, что президент ЕС Урсула фон дер Ляйен выбрала совершенно иной подход к возможности кошелька, когда объявила о плане в своем обращении о состоянии Союза в сентябре 2020 года, указывая на растущие риски для конфиденциальности граждан, которых постоянно просят делиться данными для доступа к онлайн-услугам. Кошелек отвечает на эту озабоченность, поскольку его основная функция поддерживает выборочный обмен данными. Так что в дополнение к обещанию ЕС, что использование кошелька останется добровольным для граждан, главный посыл пользователям заключается в том, что он «сохраняет конфиденциальность», так как они могут контролировать: выбирать, какими данными делиться и с кем.

Подход, сохраняющий конфиденциальность, также может помочь ЕС разблокировать более точные возможности цифрового регулирования. Например, он может дать гражданам возможность делиться проверенным возрастом, но не личностью, что позволит пользователю приложения кошелька анонимно входить в сервисы с ограниченным доступом по возрасту. ЕС хочет, чтобы кошельки поддерживали более широкие цели управления в рамках DSA, которые, по-видимому, введут более жесткие требования к проверке возраста для сервисов с контентом, который может быть неподходящим для детей — как только появятся соответствующие «технологии сохранения конфиденциальности».

Другие сценарии использования кошелька, которые обсуждались ЕС, включают ситуацию аренды квартиры, когда гражданин может делиться кучей проверенной информации о своей истории аренды с потенциальным арендодателем, не подтверждая свою личность, пока не подпишет контракт. Или кто-то с несколькими банковскими счетами по всему Союзу может использовать его для упрощения авторизации транзакций.

Онлайн-сервисы будут обязаны принимать Пан-ЕС учетные данные. Так что это также предлагается как европейская альтернатива существующим (коммерческим) предложениям цифровой идентификации, таким как учетные данные для входа от крупных технологических игроков, таких как Apple и Google.

Борьба с контролем крупных технологических компаний над данными

Законодатели ЕС реагируют на беспокойство по поводу того, сколько власти было передано гигантам платформ из-за ключевой цифровой инфраструктуры, которой они владеют и управляют.

Неудивительно, что предложение о кошельке цифровой идентификации ЕС было принято Комиссией в разгар пандемии коронавируса, когда у всех на уме были приложения, которые могли бы отображать статус вакцинации человека от COVID-19. Кризис общественного здравоохранения также подчеркнул асимметричную динамику власти между законодателями и коммерческими гигантами, контролирующими основную инфраструктуру мобильных технологий. (Apple и Google буквально устанавливают правила обмена данными уведомлений о воздействии COVID-19, их технические решения иногда перевешивают предпочтения правительств.)

Помимо стратегического цифрового суверенитета, концепция универсального кошелька с электронной идентификацией связана с общим стремлением ЕС усилить цифровизацию как маховик для улучшения экономического благополучия. Предполагая, что система хорошо реализована и надежна, универсальный идентификатор ЕС может повысить производительность за счет повышения эффективности и популярности онлайн-услуг.

Конечно, это большое «если». Существуют значительные технические проблемы с реализацией видения ЕС в отношении системы универсальной идентификации. Безопасность и конфиденциальность — важные части головоломки. Первое имеет основополагающее значение для работы любой системы идентификации и аутентификации. Второе — основное обращение блока к гражданам, которых нужно будет убедить перейти на кошельки, чтобы проект не стал дорогим белым слоном.

Плохая реализация — явный риск. Низкое распространение ненадежной национальной схемы электронной идентификации показывает, что может пойти не так. Приложения-кошельки должны быть удобными и простыми в использовании во всех запланированных случаях использования, иметь надежную безопасность и конфиденциальность. Это требует, чтобы целая экосистема игроков поддерживала проект, иначе пользователи просто не войдут в процесс.

Помните, конкуренция в области цифровой идентификации исходит от уже существующих предложений основных платформ, таких как «Войти через Google». К сожалению, удобство и простота использования часто превосходят вопросы конфиденциальности в онлайн-арене.

Конфиденциальность также может создать препятствия для принятия. После объявления предложения были высказаны некоторые опасения по поводу создания ЕС инфраструктуры универсальной идентификации, некоторые комментаторы упомянули о риске сползания функций в сторону социального контроля в китайском стиле. Поэтому надежная техническая архитектура, которая одновременно защищает данные граждан, будет иметь решающее значение для успеха.

Универсальная доступность к 2030 году

Запуск системы кошелька цифровой идентификации ЕС потребовал лет подготовительной работы, но впереди еще много испытаний, установления стандартов и внедрения.

На данный момент блок создал правовую основу для совместимых кошельков ЕС (т.е. Положение о цифровой идентификации, которое вступило в силу в мае этого года). Работа над разработкой безопасной технической архитектуры, общих стандартов и спецификаций продолжается, но уже создан общий набор инструментов ЕС. Комиссия также опубликовала справочник по архитектуре на GitHub. Код имеет открытый исходный код, и ЕС намерен, чтобы инфраструктура экосистемы была основана на общих стандартах для стимулирования доверия и принятия.

Блок взаимодействует с заинтересованными сторонами из промышленности и государственного сектора в рамках крупных пилотных проектов для проверки предлагаемых технических спецификаций.

В ближайшие годы необходимо будет уложить больше тротуарной плитки, в том числе посредством ряда имплементационных актов, подтверждающих важные технические детали. Многое еще может пойти не так. Но ЕС, по крайней мере, предоставил себе достаточно щедрую помощь, чтобы сделать это правильно. Хотя первые кошельки должны появиться в сети через пару лет, блок не ожидает универсального доступа к системе для своих примерно 450 миллионов граждан до 2030 года.

Вверх
error: Content is protected !!