12. Фрикционная передача

Фрикционная передача
Передача, в которых движение передается силами трения, возникающими в зоне контакта между двумя катками (колесами), прижимаемыми друг к другу с некоторой силой и при вращении одного из них
Сила трения колес должна быть больше силы, передаваемой окружающей среде. Для увеличения силы трения между катками, их прижимают друг к другу с некоторой силой. Прижатие катков фрикционной передачи может осуществляться различными способами:

  • собственным весом конструкции;
  • рычагами;
  • пружинами или специальными устройствами.
Фрикционная передача позволяет избежать серьезной поломки при заклинивании ведомого катка. Сила, передаваемая окружающей среде, превышает силу трения между катками, и ведущий каток начинает проскальзывать.
В истории есть интересное инженерное изобретение, в основе которого лежит фрикционная передача. В 1920-1930 г. инженер Николай Ярмольчук изобрел «Шаропоезд». Конструкция колеса полое, внутри установлен электромотор с колесом. Мотор раскручивает внешнее колесо по внутреннему ободу.
Эксперимент
Задача 1
Соберите систему фрикционной передачи и проведите эксперимент, изменяя силу трения и силу передаваемую окружающей среде.
Задача 2
Соберите систему фрикционной передачи с тремя и более катками. Проведите эксперимент, изменяя силу трения на различных катках.
ПРИМЕНЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКЕ
Устройство передачи движения с возможностью изменения скорости. Для этого подойдет конический вариатор. Он состоит из двух резиновых конусов, которые соприкасаются друг с другом. Передвигая колесо, можно изменять соотношение скорости между валами.
Фрикционная муфта передает вращательный момент от ведущего вала к ведомому. Муфта должна обеспечивать плавность сцепления валов, что и осуществляется за счёт силы трения.
1/14