ПРАКТИКА
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Определенные практики помогают успешно настроить образовательную среду и добиться целей обучения
По мере развития образования в России, многие школы принимают меры по организации дистанционного образования. Настоящая статья предназначена для использования в качестве инструкции по организации образовательного процесса в дистанционной форме. Представлены практики и ключевые факторы успеха в данном процессе.

Различные формы обучения имеют свои особенности. Важно разработать модели обучения и взаимодействия, подходящие для преподавателей, детей и администрации школ.
Построение модели
  • Ожидания от модели удаленного обучения
  • Условия, обеспечивающие необходимый уровень производительности
  • Разработка процессов мониторинга и проверки знаний
Коммуникация
  • Командная работа над проектами
  • Доступность информации
  • Использование технологий
Установление связей
  • Организация работы в виртуальном пространстве
  • Создание виртуальной атмосферы социальной близости
Уточнение ожиданий
в отношении модели удаленного обучения для достижения наибольшей эффективности
Установление технологических стандартов
  • Ожидания в отношении видеосвязи. Качество связи у детей и преподавателей
  • Предпочтения в отношении аудиосвязи: ноутбук или телефон.
  • Открытие доступа к экрану детей и преподавателей или нет
  • Использование чата и (или) мессенджеров в ходе обучении
Создание рабочего пространства и установление стандартов работы
  • Обеспечение безопасности образовательного пространства (ограничение доступа и прав)
  • Установление стандартов проведения учебных занятий, выполнения домашних заданий, отчетных и тестовых работ
Установление стандартов командной работы
  • Рабочие часы и перерывы
  • Ожидания в отношении скорости реагирования
  • Механизмы обратной связи
Образовательное пространство
Способствует производительному обучению
Создание нового процесса обучения
  • При дистанционном обучении границы урочных и домашних заданий стирается
  • Просыпайтесь, собирайтесь и приступайте к работе, как будто это обычный день в школе
Создание рабочего пространства
  • В идеальном случае это не место отдыха. Создайте окружение, которое настраивает на учебу и имеет минимальные отвлекающие факторы
  • Это должно быть место, о котором члены семьи знают, что оно предназначено для обучения.
Организация перерывов
  • Легко переутомиться, если не напоминать себе о том, что нужно сделать перерыв или встать и подвигаться.
Разработка процессов
Планирование, сотрудничества, отчетности, синхронизации
Увеличение числа точек взаимодействия с детьми и заинтересованными сторонами
  • Обеспечение надежного контура вербальной обратной связи в ходе занятий и выполнению отчетных заданий
  • Поддержка обсуждения по видеосвязи/телефону/мессенджеру
Планирование рабочего взаимодействия в команде и участие в нем
  • Компенсация потери возможностей спонтанного взаимодействия, имеющихся при нахождении в одном месте
  • Демонстрация сохранения близости с командой
Установление стандартов типичных операций
Например домашняя работа загружается в папки с совместным доступом, материалы располагаются по папкам
"Фамилия учащегося"-"Номер работы"
Четкое определение ожиданий результатов и сроков
Согласование ожиданий: что считать результатом работы (документ, тест, фотография, видео)? Когда он должен быть готов? Тип работы (индивидуальная или групповая)?
Модели сотрудничества
Деление зон ответственности
Индивидуальная ответственность
  • Обеспечение соблюдения сроков, стандартов, регламентов
  • Ответственность за соблюдения моральных принципах работы в общем пространстве
Командная ответственность внутри учащихся
  • Организация взаимодействий внутри групп ("пятерки", "тройки")
  • Помощь одноклассникам в разборе ошибок.
Командная ответственность учащихся и учителя
  • Взаимодействие в рамках регламентов и стандартов.
  • Автоматизация работы
Обеспечение легкодоступности информации
для учащихся и преподавателей
Использование облачных инструментов совместного доступа к файлам
  • Обеспечение соблюдения сроков, стандартов, регламентов
  • Ответственность за соблюдения моральных принципах работы в общем пространстве
Командная ответственность внутри учащихся
  • Организация взаимодействий внутри групп ("пятерки", "тройки")
  • Помощь одноклассникам в разборе ошибок.
Командная ответственность учащихся и учителя
  • Взаимодействие в рамках регламентов и стандартов.
  • Автоматизация работы